writing_cures (writing_cures) wrote,
writing_cures
writing_cures

Categories:

еще о перечитывании старых записей: идеи и вопросы Тристины Райнер

Готовлюсь к недельному "писательскому ретриту", перебираю и упаковываю старые дневники, которые поедут туда со мной.
Параллельно думаю о том, что можно делать со старыми дневниками. Я уже кое-что писала об этом раньше в этом блоге:

о том, зачем вообще перечитывать старые записи
о том, как перечитывать старые записи без досады и разочарования
о том, как можно выделять значимые вопросы в записях, написанных в формате свободного письма
о том, какие вопросы для перечитывания учебного (рефлексивного) дневника предлагаются новозеландским студентам

А сейчас я напишу, что предлагает в контексте перечитывания дневника Тристина Райнер.

"Дневники раскрывают людей такими, какие они позади своей маски, без личностного макияжа или тщательно подобранных социальных одежд. Все люди, если они пишут честно, в своих дневниках уязвимы, несовершенны, иногда нескладны, инфантильны и подловаты. Поэтому, когда вы перечитываете дневник, вам необходимо занять позицию доброго друга, терапевта или психолога-консультанта. Вы должны предложить человеку, которым вы выглядите в дневнике, симпатию, терпение, понимание, но не жалость и никаких резких суждений. Вам необходимо читать дневник, высматривая и учитывая вашу расширяющуюся осознанность и рост, вы должны быть готовы давать себе совет, предлагать направление и искреннюю поддержку. Вы не тот человек, каким вы были раньше, вы – тот человек, которым вы являетесь сейчас, человек, который способен воспринять и понять ситуацию с более объективной точки зрения. " (Rainer, The New Diary (1978), c. 266)

"
Самая большая польза от перечитывания дневника получается, когда вы можете проследить записи хронологически до настоящего момента и потом как бы втечь в будущее с ясностью прошлого в качестве вашего проводника. Это позволяет сравнить один период с другим и посмотреть на собственные переходы, изменения и рост." (Ibid, c.268)

Райнер предлагает три категории вопросов для перечитывания дневника: вопросы о словах, вопросы о содержании и вопросы о паттернах.



1)
- употребляете ли вы в своих записях какие-то ярлыки в отношении людей;
- какие местоимения чаще всего встречаются в ваших записях (на эту тему Пеннебейкер написал увлекательнейшую книгу "Тайная жизнь местоимений", о которой я напишу позже);
- есть ли какие-то "описки" и ошибки "по Фрейду";
- насколько часто употребляются "абсолютизирующие" выражения ("всегда", "никогда", "совершенно") и негативно-оценочные прилагательные ("ужасный", "идиотский" и т.п.);
- ругаетесь ли вы на себя в дневнике, обвиняете ли себя;
- задаете ли себе вопросы, чтобы "пожить с ними", не стремясь получить быстрые простые ответы;

2)
- о чем вы больше пишете - о мыслях, о чувствах, о делах, о других людях;
- о чем чаще пишете - о прошлом, о настоящем или о будущем;
- есть ли какие-то темы, которые в жизни присутствуют, а в дневнике не отражаются;
- есть ли темы, о которых вы не пишете честно, а только обиняками, даже если знаете, что никто, кроме вас, не прочтет;
- пишете ли вы о снах, и если да, то устанавливаете ли связи между сновидениями и другими областями жизни;
- чем записи в этом блокноте отличаются от записей в других блокнотах;
- что вы выносите из перечитывания этого блокнота, как это отразится на том, как и о чем вы пишете в вашем нынешнем дневнике;

3)
- есть ли у вас ощущение, что вы топчетесь на одной и той же проблеме, то есть, демонстрирует ли вам дневник какие-то повторяющиеся эмоциональные реакции, которые бы вы хотели изменить;
- замечаете ли вы какие-то разрушительные привычки мышления;
- существует ли разрыв между тем, что вы пишете в дневнике о каком-то человеке (в частности, обращаясь к нему письменно), и тем, как вы общаетесь с этим человеком в реальном взаимодействии; как бы вы хотели обойтись с этим разрывом;
- если в дневнике проявляются вина и самообвинение, с какими конкретными жизненными контекстами они связаны;
- возможно ли отследить связь между физическим состоянием (жалобами на плохое самочувствие) и эмоциональными состояниями и процессами;
- есть ли в вашем дневнике крен в сторону негативных переживаний (уделяете ли вы внимание хорошим моментам);
- какие собственные умения и "личную силу" вы замечаете, перечитывая дневник; какие умения вы хотели бы развить;
- что вы узнали о себе из перечитывания, что вас вдохновляет и поддерживает. (Ibid, c. 271-273)

Tags: вопросы, перечитывание, тристина райнер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments